Жизненные сценарии. Победители и проигравшие

Вконтакте Google+ +

Среди психологов бытует мнение, что рассказывать о психологии непрофессионалам нужно по учебникам, а профессионалам – по беллетристике. Но для данного случая есть стихотворение, которое описывает жизненный сценарий победителя лучше, чем десять томов научной литературы. Это «Заповедь» Р. Киплинга (http://www.noogen.su/kipling.htm). Классическим же учебником по жизненным сценариям является книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Но давайте все же вкратце остановимся на тех аспектах жизненных сценариев, которые характеризуют победителя в настоящем, глубинном смысле этого слова.

Во-первых, победитель – это не тот человек, который никогда не проигрывает. Это человек, который умеет проигрывать. Что это означает? Прежде всего, то, что он не ищет виновных в своих неудачах, включая и себя самого. Чувство вины скорее характеризует неудачника. Победитель же старается найти ответ на вопрос «что нужно сделать для того, чтобы победить в следующий раз?» И обычно его находит. В том числе это касается умения признавать и исправлять свои ошибки, не перекладывая ответственность на окружающих или обстоятельства.

Во-вторых, проигрыш для него не является деморализующим фактором, но стимулирует его к самосовершенствованию. Проиграв однажды, он способен искренне пожать руку тому, кто его превзошел. И даже поучиться чему-то у конкурента. Т.е. его эмоциональное состояние в этом случае может быть негативным, но оно конструктивно, а не деструктивно.

В-третьих, это не тот человек, у которого много денег. И не тот, кто обладает высоким социальным статусом. И не тот, у кого что-либо лучше, чем у соседа. Победитель тот, цели и достижения которого не зависят от социальных стереотипов и не регулируются какими-либо другими внешними факторами. Они определяются только его собственными потребностями и возможностями. И у него есть ровно столько, сколько он сам считает нужным. Поэтому просветленный в рубище будет вполне успешным человеком, если он ставил себе целью достичь просветления, а не одеться в шелка.

Отсюда следующая отличительная особенность победителя: он не ставит себе целей, которых заведомо не сможет достичь ввиду объективных причин. Не ставит он себе и таких целей, которые априори ниже его возможностей. Т.е. это человек, который обладает мотивацией достижения, а не избегания неудач. И у него адекватная самооценка. Будучи одноногим, он не станет ставить себе цели победить на олимпийских играх в лыжных гонках, зато на паралимпийских – вполне.

Последнее, что следовало бы отметить, это то обстоятельство, что настоящий победитель не стремится вырвать победу любой ценой. Спортсмен, «завоевывающий» чемпионскую медаль по фигурному катанию не благодаря своему таланту, а с помощью юристов, определенно является неудачником. Он просто бежит к «мамочке» в лице спорткомитета своей страны, которая добудет для него медаль не мытьем, так катаньем. Его собственной победы здесь нет, хотя для него это и не важно. Просто он подменил цель «победить» на «получить золотую медаль». Но золотая медаль сама по себе не делает его победителем, ведь если уж на то пошло, то ее можно и купить на аукционе.

Как же формируется жизненный сценарий победителя? Как и все сценарии, он передается от родителей детям. И в первую очередь победители – это дети победителей. Но, к сожалению, не тех, которые сами стали победителями вопреки обстоятельствам или воспитанию. Такие люди зачастую стараются распланировать жизнь своих детей до гробовой доски, невзирая на желания, потребности и действительные способности ребенка. Делают они это обычно из самых лучших побуждений, «чтобы уберечь детей от того, что им самим пришлось пережить». Но, преодолев жизненный сценарий собственных родителей, они не смогли уйти от их сценария воспитания. И в результате воспитывают неудачников. Поэтому вполне оправданно было бы сказать, что чаще всего жизненный сценарий победителя – это заслуга целой династии, а не одного поколения.

Источник
Поделитесь с друзьями

About Author

Будьте с нами в социальной сети Вконтакте!