Прокрастинация, или любовь откладывать все в долгий ящик

Вконтакте Google+ +

Прокрастинация, хоть и подразумевает откладывание необходимого действия до последнего, вовсе не означает, что человек бездельничает. Вовсе нет. В то время, когда следует сосредоточиться на чем-то важном, прокрастинатор будет заниматься чем угодно, только не этим делом. Например, если требуется написать отчет, человек займется настройкой шаблонов для отчета, выпьет кофе, прочитает ленту новостей, но не возьмется за отчет. Но если тому же человеку поручить вместо самого отчета настройку шаблонов для него, то он, скорее всего, шаблонами уже не займется, а придумает еще множество занятий, позволяющих не делать того, что ему поручили.

Причины прокрастинации для разных людей разные и во многом зависят от психотипа человека. Например, есть люди, которые не берутся за дело, потому что опасаются, что просто не смогут его выполнить. Тут полезно вспомнить поговорку «дело мастера боится». Как только вы начнете, трудности, казавшиеся непреодолимыми, в действительности окажутся не такими значительными.

Другие отклвдывают дела, потому что опасаются последствий, которые повлекут за собой их действия. Страх вырваться вперед из своего окружения, добиться успеха – не такая уж редкая причина прокрастинации. Бывает, что люди откладывают дела, сопротивляясь таким способом среде. Любые требования к прокрастинатору, как ему кажется, являются «незаконными», и, не вступая в прямую конфронтацию, человек просто не делает того, что от него требуется. К такому поведению люди прибегают также как к способу избежать неприятных дел.

Перечислять причины прокрастинации вместо того, чтобы сосредоточиться на решении этой проблемы – занятие, достойное самого прокрастинатора. Что же можно сделать, чтобы не откладывать в долгий ящик необходимые и важные дела? Существует один простой и действенный способ справиться с прокрастинацией. Составьте список важных дел. Затем запланируйте то, как вы будете их выполнять. Если дело сложное, разбейте его на этапы. Разбивайте дела до тех пор, пока каждый из отдельных этапов не покажется вам достаточно простым делом. Составьте график, согласно которому вы сделаете все то, чего делать не хочется.

Можно разбавлять самые неприятные дела приятными. Для всех своих планов введите правило зебры – только чередование! Не делайте, как обычно, сначала все самое простое и приятное, оставляя напоследок то, что вызывает проблемы. Сначала решайте сложную задачу, затем простую, и так далее. Самая последняя задача в графике должна быть простой и приятной.

Время, когда можно спокойно посидеть, помечтать и ничего не делать, необходимо человеку. Не лишайте себя его. Но здесь самое главное не переусердствовать.

Несколько другой подход к прокрастинации представлен в книге Нейла Фьоре, известного американского целителя от привычки откладывать дела на потом. По частоте употребления слова «прокрастинация» она бьет все рекорды, и если после прочтения этой статьи вы все еще не можете его свободно выговорить, обязательно прочтите. Книга называется «Легкий способ перестать откладывать дела на потом». Иной взгляд на эту проблему заключается в том, что автор рассказывает о пользе прокрастинации. Постоянное оттягивание начала работы не болезнь, а синдром. Это защитная реакция организма, способ приспособиться к стрессовой ситуации. Да, неумение использовать прокрастинацию в правильном русле влечет за собой шлейф проблем, приводящих, как правило, к трудностям на работе и в личной жизни. Так что принимать это лекарство, сходное с испанским manana («подумаем об этом завтра»), нужно по назначению врача. Нейл Фьоре, помимо уже озвученного разбивания большого дела на маленькие задания и чередования их с приятными и любимыми делами, рекомендует следующее:

  • Научитесь разговаривать с собой. Установки типа «Я должен…», «Мне нужно сдать… через неделю» и прочие создают психологические блоки, которые мешают выполнять работу. Намного продуктивнее воспринимать действие как собственное решение, осознанный выбор: «Я начну с этого дела…». И крайне важно не зацикливаться на дедлайне, а назначить себе точное время, когда начать.
  • Составьте Антирасписание. Автор «Легкого способа перестать откладывать дела на потом» утверждает, что вместо графика нежеланных дел нужно составить план отдыха, занятий для души, который будет вдохновлять на скорейшее завершение работы.
  • Больше отдыхайте. «Чем больше человек отдыхает, не испытывая чувства вины за это, тем эффективнее он работает», – утверждает Нейл Фьоре.
  • Научитесь расслабляться. Пятиминутной паузы, посвященной релаксации, порой бывает достаточно, чтобы прийти в форму и со свежими силами приступить к сложному проекту.
  • Советы Нейла Фьоре родились на основе многих научных исследований, но по большей части основаны на его практике врача-психолога. Тысячи пациентов опробовали на себе нехитрые приемы, благодаря которым многие из них смогли забыть о существовании самого слова «прокрастинация». И автор щедро делится в книге такими вдохновляющими историями.

    Источник
    Поделитесь с друзьями

    About Author

    Будьте с нами в социальной сети Вконтакте!